О ЧЕМ ГОВОРИТ НАМ ИСКУССТВО?

О ЧЕМ ГОВОРИТ НАМ ИСКУССТВО?


В мире существует немало профессий, связанных с искусством. Тысячи людей, профессионально не занимающихся искусством, связывают с ним свой досуг. Искусство, как часто принято считать, далеко не является чем-то элитарным, вещью «не для всех». Напротив, искусство создано для каждого из нас. В детстве мы рисуем и поем, лепим из пластилина или собираем букеты из полевых цветов. Все это тоже искусство. Человек является творцом по своей натуре. Многие даже не подозревают о том, что со временем искусство не уходит из их жизни, оно остается навсегда. И даже если вы выбираете новую мебель и другие предметы интерьера или готовите праздничный ужин, вы остаетесь творцом, который вкладывает свои эмоции и мысли во все, над чем работает. Искусство входит в нашу жизнь, даже если мы об этом не подозреваем. В данном случае это можно назвать искусством жизни, которое мы встречаем ежедневно.
С другим искусством, в данном случае с тем, что можно встретить в музее, есть одна проблема. Она касается в большей степени людей, не обладающих глубокими познаниями в искусстве, однако и здесь есть свои исключения. Имея достаточно много знакомых, которые знают живопись лишь поверхностно, я часто слышала негативные оценки определенных картин, которые формулировались примерно как «не похоже», «в жизни совсем не так» или «такого цвета вообще не бывает». Коснемся цвета в первую очередь. Глаз художника является намного более чувствительным инструментом в вопросе восприятия цветовых градаций, нежели глаз обычного человека. И это совершенно нормально, ведь художник работает с красками с раннего возраста, и глаза его становятся более чуткими, как и пальцы пианиста принимают красивые графические формы за счет ежедневных упражнений.
Вернемся к другой, наиболее распространенной фразе «в жизни не так». Возможно, советское прошлое наложило этот серьезный отпечаток в сознании людей, понимавших лишь искусство соц. реализма. Этот штамп, заложенный «сверху», до сих пор живет и в молодом поколении наших соотечественников. И это очень печально, поскольку данная точка зрения не базируется на личных размышлениях, а лишь повторяется из поколения в поколение до тех пор, пока наиболее прогрессивный член семьи ее не опровергнет. Когда мне приходится слышать рассуждения о том, что искусство должно полностью копировать реальность, я всегда задаю один и тот же вопрос: а кто вам это сказал? Ведь многие люди любят фантастику на экране, фильмы про роботов или космические корабли. Многие любят музыку, и никому в голову не приходит сказать, что эта музыка не похожа на реальность. И никто не способен слушать в плеере пение птиц или шелест листвы. Тем не менее, с живописью нам сложно сдвинуться с этой позиции непонимания. Кто же сказал, что художник должен копировать реальность? Мы все любим картины великих реалистов, однако, кроме них существует еще огромный пласт искусства, которое стоит научиться воспринимать. Самый излюбленный пример тех, кто порицает «современное искусство» - «Черный квадрат» Малевича, написанный сто лет назад. В этом году круглая дата. Кто-то не заметил, что век прошел, искусство изменилось и как раз после «Черного квадрата» было написано немало произведений, реальнее которых уже некуда.
Не стоит связывать искусство с реальностью. В чем сила искусства? В том, какие эмоции оно нам дарит, и это – самое главное. Художники часто любят отзываться на события, происходящие в стране или в мире, создавая напряженные по атмосфере работы. Они несут немалую историческую ценность, однако, не приносят состояния душевного равновесия и радости. Искусство может рассказать абсолютно обо всем.

На наш взгляд, стоит разделять искусство музейное и искусство, которое мы хотим внести в нашу жизнь. Я говорю об искусстве, которое мы приносим себе домой, покупая картины. Ведь вещи, окружающие нас, должны доставлять радость и положительные эмоции. Выбирайте домой только то, что будет действительно радовать ваш глаз, напоминать о добрых и приятных моментах в жизни, поднимать настроение. Всегда помните: не столь важно, что изображено на холсте. Это пейзаж, натюрморт или абстракция. Картина – это не только то, что изображено, но и как это изображено. Какие приемы, какие краски использовал художник – все имеет значение. Выбирайте то, что приятно глазу и сердцу, и будьте осторожны: искусство может рассказать намного больше, чем нам кажется.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ВОДА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА МОНЕ

ОТГОО БАДАМ – ХУДОЖНИК, СПОСОБНЫЙ УДИВЛЯТЬ

ТВОРЧЕСТВО НОВОЛАДОЖСКОГО ХУДОЖНИКА А.Н. ЕРМОЛАЕВА