ВОДА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛОДА МОНЕ



Вода и способы ее передачи на холсте волновали Клода Моне с юности. Первые серьезные опыты художника были связаны с его знакомством с Эженом Буденом. Именно Буден открыл для Моне море, когда убедил молодого художника присоединиться к нему во время пленерных зарисовок в Гавре. Моне очень высоко ценил это знакомство и осознавал всю полноту его влияния на собственную судьбу: «Вдруг словно пелена спала с моих глаз: я понял, почувствовал, что такое живопись; <…> я понял свое предназначение. Эжену Будену я обязан тем, что стал художником».
Изображение воды стало одним из ведущих мотивов в творчестве художника. Вода влекла Моне на протяжении всей жизни, многие картины художника были написаны в «плавучей мастерской» - лодке-ателье, которую Моне оборудовал специально для работы прямо на воде. В раннем творчестве «героями» картин Моне стали Сена и лягушатники близ Парижа, в позднем творчестве – бушующее море у скал в Этрета и спокойные облагороженные пруды в Живерни. Композиционное построение работ Моне очень четкое: всегда у Моне можно найти соотношение горизонтальных и вертикальных линий. Следуя этому принципу в начале своей карьеры, художник не отходил от него до конца своей жизни. Обратимся к примерам. Для сравнения построения пространства на ранних и поздних работах Моне можно рассмотреть две картины: «Купальщицы в Ла Гренуйер» 1869 года из Национальной галереи в Лондоне и «Нимфеи» 1904 года из собрания Денверского музея искусств.
Об импрессионизме часто принято говорить как об искусстве спонтанном: художник берет в руки кисти и создает картину за один сеанс работы на пленере. Однако даже признанный лидер импрессионизма Клод Моне, несмотря на кажущуюся спонтанность работы, всегда четко прорабатывал композицию. В позднем творчестве художник пошел дальше, создавая свои работы часто по несколько лет. В данном случае в обеих картинах автор схематично пересекает пространство горизонтальными и вертикальными линиями. В «Купальне» холст четко разделен посередине горизонтальными мостками, ритм продолжается дальше несколькими лодочками, приставшими к берегу, чуть дальше над поверхностью воды слабо виднеется линия горизонта. Вертикаль композиции создают фигурки купальщиков и маленькие домики на левом берегу. Несмотря на это четкое композиционное построение не создается впечатления статичности пространства. Художник придает картине более живой ритм за счет пересечения диагональных линий: лодочки, стоящие на первом плане, тихо покачиваются на воде, листья на кронах деревьев написаны резкими разнонаправленными мазками. Даже рябь на воде написана мазками, не строго параллельными основной оси горизонтали картины. Таким образом, на внутренне строгое композиционное построение пространства художник как бы накладывает более динамичные, пересекающиеся линии и мазки, создающие эффект постоянного движения. Глубина пространства создается с помощью прямой перспективы уходящей вдаль водной поверхности. Тона постепенно высветляются, создавая эффект летнего свежего воздуха и легкого ветерка, гуляющего над купальней. Таков был ранний Моне 1869 года.


Обратимся к более позднему произведению. «Нимфеи» из Денверского музея искусств были написаны через 35 лет после «Купальни в лягушатнике», в 1904 году. Эта картина совершенно иного содержания, иного философского наполнения. Казалось бы, в случае с изображением прудов и кувшинок едва ли можно говорить о философии созданного художником образа. Однако в данном случае Моне создает образ, наполненный глубоким содержанием. Возможно, поэтому поздние картины Моне часто остаются не до конца понятыми зрителями, отдающими явное предпочтение творчеству Моне 1870-х гг.
Пространство поздних работ Моне постепенно начинает полностью заполняться поверхностью прудов. Из картин художника навсегда уходят фигурки купальщиков или просто отдыхающих на берегу. Художник как бы выбирает участок водной поверхности, ранее интересовавший его лишь как часть общей композиции, и увеличивает его до огромных размеров. Со временем формат картин Моне все больше и больше увеличивается, что позволяет говорить о преобладании декоративного начала в позднем творчестве художника. Картины в Живерни художник часто создавал на протяжении нескольких лет. Будучи недовольным результатами работы, Моне постоянно переделывал свои композиции, часто и вовсе их уничтожал.
Таким образом, мы можем видеть, что художник, развивая собственный метод, менял его основные принципы, ранее считавшиеся ведущими в творчестве импрессионистов.
© А.К.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ОТГОО БАДАМ – ХУДОЖНИК, СПОСОБНЫЙ УДИВЛЯТЬ

ТВОРЧЕСТВО НОВОЛАДОЖСКОГО ХУДОЖНИКА А.Н. ЕРМОЛАЕВА